Выпуск 6 | Ученый

Проектировщик железных дорог
Мало кто знает, что И. Т. Савенков также имел отношение к проектированию железных дорог в Сибири, и это не случайно. Масштабный проект по строительству Транссибирской железнодорожной магистрали способствовал бурному развитию региона, что не могло не вызвать интерес И. Т. Савенкова, привлеченного к решению транспортных проблем.
«…Обращаюсь к Вам, Милостивый Государь, с покорнейшей просьбой прийти на помощь в данном деле Вашими знаниями и опытностью и пожаловать на совещание по сему делу…»
Из письма Иркутского генерал-губернатора А. Н. Селиванова И.Т. Савенкову. 1909 г.
Железная дорога
В конце XIX века железнодорожный транспорт Российской империи был наиболее развит в европейской части страны.
Мощным ускорителем развития экономики Енисейской губернии стало проведение Сибирской железнодорожной магистрали, способствовавшей преодолению ее хозяйственной, культурной изоляции и тесному вовлечению в общероссийские процессы.
Железнодорожный мост через Енисей
В железнодорожном вопросе губернии происходили значимые события всероссийского масштаба. В 1895 году в Красноярск прибыл первый поезд. А по близости палеолитической стоянки Афонтова гора, открытой И. Т. Савенковым, построили уникальный железнодорожный мост через Енисей.
Мостовые фермы отличались большими размерами — длина пролетов 145 м, высота ферм в 20 м, при строительстве применялась выморозка шахт под кессоны, благодаря этому конструкция железнодорожного моста стала более экономичной. Проект принадлежит мостостроителю Л.Д. Проскурякову, а строительством руководил инженер Е.К. Кнорре. Этот проект принес автору мировую известность, он был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., где экспонировался макет моста.
Кнорре Евгений Карлович (1848–1917)
Российский инженер-строитель. С 1895 по 1899 гг. был руководителем работ на возведении железнодорожного моста через Енисей в Красноярске. Модель конструкции была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и получила золотую медаль. Был одним из партнёров И.Т. Савенкова по шахматным партиям.
Проскуряков Лавр Дмитриевич (1858–1926)
Крупнейший российский специалист своего времени по мостостроению. Спроектировал железнодорожный мост через Енисей.
Железная дорога – переселенцам
Деятельность по дорожному строительству признавалась сугубо государственной, она особо активизировалась в Сибири в начале XX века.

В сентябре 1906 года правительство предложило проведение Всесибирского транспортного совещания в Иркутске. Вначале задача совещания ставилась довольно узко — рассмотреть возможности строительства в Сибири только грунтовых или колесных дорог для нужд крестьянского переселения «возможно силами арестантов и ссыльных».
Плакат «Железная дорога». 1885
Переселение крестьян в Сибирь было частью государственной политики и активно осуществлялось в ходе аграрной реформы 1906−1913 гг. Для переселенцев издавали специальные книги и брошюры, чтобы познакомить их с «неизвестным» регионом, а также строили питьевые колодцы, дороги и другие значимые объекты.
Всесибирское транспортное совещание
В Сибири вопрос о проведении Всесибирского транспортного совещания поставили широко, намереваясь обсудить пути развития всей транспортной системы региона в связи с его освоением. Одним из привлеченных экспертов в разработке проектов железнодорожных путей в восточной части России стал И. Т. Савенков.
Учитывая его образование, геологический опыт и заслуги в развитии региона, Иван Тимофеевич хорошо представлял транспортные потребности Енисейской губернии. Он исполнял обязанности заведующего Минусинским музеем, этим еще больше подогревался его интерес к разработке проектов железнодорожных путей в Южную Сибирь.

Его пригласили принять участие в совещании и дать оценку районов Сибири в торговом, промышленном и колонизационном отношении; определить пути их транспортного соединения, между собой и с уже имеющейся Сибирской магистралью, рассмотреть конкретные транспортные проекты и дать их стоимостную оценку.
На первом совещании железная дорога на Минусинск получила статус «желательной» с рекомендацией постройки на частные средства преимущественно отечественных предпринимателей.
Иркутский генерал-губернатор А. Н. Селиванов обратился к И. Т. Савенкову с просьбой о содействии в данном вопросе:
«В отношении всех этих дорог необходимо выяснить степень их доходности в коммерческом отношении, определить тип их (узко или широко-колейная), выяснить приблизительную их стоимость, а затем выработать те условия и гарантии от Правительства, при наличии которых возможно было бы привлечь к постройке этих дорог частные капиталы. В частности, относительно дороги от магистрали на Витим, предстоит, кроме того, выяснить, вести ли ее по направлению Тулун-Усть-Кут на р. Лене, или же по варианту Иркутск-Бодайбо.
Пути сообщения и железные дороги, в особенности, оживляя все стороны культурной и экономической жизни тех районов, по которым они проходят, тем самым коренным образом затрагивают интересы местных общественных, торговых и промышленных сил, которые поэтому и являются наиболее компетентными в разрешении связанных с путями сообщения вопросов".

И.Т. Савенков составил доклад «К вопросу о подъездных путях к Минусинску», где освятил наиболее важные вопросы строительства, отметил, что экономическая задача дороги решится в передвижении земледельческих, торгово-промышленных и продовольственных продуктов. А привлечение капиталов могло повысить провозную эксплуатацию леса, ископаемых богатств, обеспечить чугунно-железными и стальными материалами. Местное значение выражалось в сохранении интересов равного участия в обслуживании торгово-промышленных предприятий и необходимости быстрого повышения грамотности, среднеобразовательных, горных и других специальных училищ, и вспомогательных учреждений.
Конспект И. Т. Савенкова. К вопросу о подъездных путях к Минусинску, 1908. Из фондов Минусинского краеведческого музея
К вопросу о проектирующихся железнодорожных путях для бассейнов Енисея, Ангары и Лены
В мае 1908 г. он подготовил подробную записку для доклада «К вопросу о проектирующихся железнодорожных путях для бассейнов Енисея, Ангары, и Лены», в которой выяснял необходимость научной критики и обработки собранных материалов с физико-географической, исторической и статистической точек зрения, в виде дополнений и примечаний к изданным трудам. А также для выделения путей, имеющих главенствующее государственное, экономическое и культурное значение для южной части Енисейской губернии.

Проект дороги Канск-Минусинск И. Т. Савенков считал более сложным и дорогостоящим, так как он возможен лишь по горным массивам и территории, которая на большом промежутке (около 130 верст) не заселена. О культурном значении этой дороги не могло быть и речи, как считал докладчик. Он видел реалии и признавал, что эта линия не может иметь общегосударственного значения из-за недостаточного исследования данного района. В пользу проекта Итат-Минусинск И. Т. Савенков привел физико-географическую и экономическую характеристику.
Дальновидные проекты не смогли полностью осуществиться в начале XX в., но стали важным этапом в разработке и проектировании железных дорог в Сибири. Государство вкладывало в их строительство огромные средства, но в целом проблема не была решена.
Станция Шира Ачинско-минусинской железной дороги. Вонаго Л. Ю. 1920-е
В 1914 г. началось строительство железнодорожной линии на Минусинск. Направление, которое И. Т. Савенков считал приоритетным, Ачинск-Минусинск (в 1906—1908 годах Итат- Минусинск) и стало первым. В 1926 г. линия была сдана в эксплуатацию.
Попробуйте расшифровать железнодорожные ребусы!
Отгадайте слова и переверните карточки, чтобы проверить себя.