Выпуск 4 | Артист

часть 1

Театральная жизнь Красноярска

Театральная жизнь в Красноярске берет свое начало в 1820—1830 годах, когда в богатых домах ставились домашние спектакли и выступали заезжие артисты.
Дом Евдокии Петровны Кузнецовой. 1900-е гг.
Внутренний вид жилых комнат в доме Е.П. Кузнецовой
«Приехав в Красноярск, я познакомилась с семьей богача П. И. Кузнецова <…> Получила от него роскошный подарок — несколько десятков соболей, поднесенных мне оригинальным образом: когда меня пригласили обедать, и я пришла к столу, щи уже были налиты, а моя тарелка обложена кругом соболями для того, чтобы щи не простыли <…> Когда я уезжала, все старались чем-нибудь выразить мне свое радушие и расположение <…> Одна купчиха прислала мне, чтобы закутать ноги, целый соболий мех»
Из воспоминаний артистки Дарьи Михайловны Леоновой (1874)
Молодые Кузнецовы были страстными театралами, часто посещали театры Петербурга, Москвы и Парижа. Вся семья участвовала в любительских спектаклях, женщины пели в концертах и дивертисментах.
Ю.П. Матвеева в театральном костюме. Конец XIX в.
Афиша спектакля «Женитьба Бальзаминова» с участием Ю. П. Матвеевой. 25 октября 1892 г.
Иннокентий Петрович Кузнецов-Красноярский, автор пьес и декораций
Афиша комедии «Дон Кихот Ламанчиский». Переделан для сцены И.П. Кузнецовым-Красноярским
часть 2

Красноярский театр

В 1873 г. в Красноярске был построен театр. Как всегда, у городской казны денег не было. Средства на постройку собрали купцы Александр Петрович Кузнецов и братья Щёголевы — Александр, Григорий и Иннокентий Сидоровичи. Построили как бы в долг, но город так и не рассчитался с ними. Зато в честь постройки Острожная площадь была переименована в Театральную.
часть 3
Афиши гастрольных спектаклей
часть 4
Красноярское общество любителей драматического искусства
Среди всех способностей Ивана Тимофеевича не последнее место занимал талант актера и режиссера. В молодости он даже всерьез раздумывал о поступлении на профессиональную сцену. В Красноярске он скоро становится душой Общества любителей драматического искусства, товарищем председателя общества (на посту председателя дольше всех был Александр Петрович Кузнецов). Именно энергия и организаторские способности И. Т. Савенкова привели к тому, что спектакли Общества шли почти в режиме профессионального театра: 1−3 спектакля в неделю. Это продолжалось до середины 1890-х годов, пока Савенкова не перевели инспектором народных училищ в Варшаву.
Александр Петрович Кузнецов
Устав Красноярского Общества любителей драматического искусства
Всего Общество любителей драматического искусства насчитывало более 90 человек одновременно, что и позволяло им так интенсивно выступать, ведь в каждом спектакле было занято не более 10−12 человек.

Портрет Савенкова Ивана Тимофеевича. 1880 г.
Иван Тимофеевич не только любил театр, но и хорошо знал его. Он мог перечислить все трактовки постановок Шекспира, начиная с первых представлений в Англии. Любимыми ролями И. Т. Савенкова были Несчастливцев в «Лесе» и Любим Торцов в «Бедность не порок» Островского. В Красноярском и Минусинском музеях хранятся афиша спектаклей «Ревизор», где И. Т. Савенков с успехом исполнял роль Городничего. В этих же спектаклях в роли Анны Андреевны участвовала Екатерина Ивановна Батурина, жена И. Т. Савенкова. Иван Тимофеевич играл также в уже упомянутом спектакле «Гувернёр» (с профессионалами), а также в спектаклях «Шалость», «Счастливый день», «Поздний рассвет», «Беда от нежного сердца» и многих других.
Члены Красноярского общества любителей драматического искусства
П.И. Рачковский
Е.А. Рачковская
З.И. Шепетковская
А.С. Еленев
П.И. Гадалов
И.А. Матвеев
Е.Ф. Кудрявцев
Петр Иванович Рачковский
Талантливый врач, преподаватель фельдшерской школы, член правления Общества врачей Енисейской губернии, также бывал на сцене. В книге «Сто знаменитых красноярцев» есть фотография любительского спектакля, где участвует чета Рачковских. К сожалению, название спектакля не приводится. Петр Иванович играл Дроныча в «Ранней осени» Е. Карпова, приказчика в «Легких средствах» Шпажинского.
Екатерина Александровна Рачковская
Жена врача П. И. Рачковского, помощница попечительницы Владимирского детского приюта, член Синельниковского благотворительного общества.
Зинаида Ивановна Шепетковская
Известная любительница театра и общественная деятельница. Являлась ответственным распорядителем спектаклей. Жена городского головы Н.А. Шепетковского.
Алексей Сергеевич Еленев
Учеником И. Т. Савенкова был и Алексей Сергеевич Еленев, преподаватель учительской семинарии, археолог, консерватор Краеведческого музея. Он исполнял пожилые роли, в основном, купцов и помещиков. В пьесе «Бедность не порок» он играл самодура Гордея Торцова. Его дочь Любу играла Е. А. Данилова, она же играла Липочку в «Счастливом дне», а также многочисленных бойких горничных в водевилях. Нужно сказать, что в спектакле «Бедность не порок» собрался самый цвет Общества любителей. Помимо уже упомянутых Савенкова, Еленева, Кудрявцева, Даниловой, Шепетковской там играла А. П. Мордвинова — роль Пелагеи Егоровны. Вообще она исполняла самые разнообразные роли, от девушки Верочки в комедии «50.000» до 65-летней старухи Клучкиной в водевиле «Бедовая бабушка». Робкого влюблённого приказчика Митю играл И. М. Боровский. Он же исполнял роль Сашеньки в «Беде от нежного сердца», Баранчевского в комедии «Не в свои сани не садись» и другие роли того же плана — робких, немного смешных молодых влюблённых.
Петр Иванович Гадалов
Большие способности отмечали зрители и пресса того времени у купца Петра Ивановича Гадалова. Он мог в одном и том же спектакле сыграть пожилого Чубукова в водевиле А. П. Чехова «Предложение» и мальчишку-лакея Макарку в комедии «Не зная броду, не суйся в воду».
Иннокентий Алексеевич Матвеев
Вслед за женой, Юлией Петровной Матвеевой (Кузнецовой), И. А. Матвеев вступил в Общество любителей драматического искусства. Он исполнял «сильно драматические» роли: Николая в пьесе «Темный бор», Нежданова в водевиле «Рассеянные» и т. д.
Емельян Федорович Кудрявцев
Множество ролей легкомысленных молодых людей в водевилях исполнял Емельян Федорович Кудрявцев. Судя по списку ролей, он должен был хорошо петь. Играл он Гришу Разлюляева («Бедность не порок»), Вихорева («Не в свои сани не садись»), Нинина («Счастливый день»), героев водевилей «Жоржинька», «Бедовая бабушка», «Нужда пляшет, нужда скачет, нужда песенки поет». Не чуждался он и характерных ролей: нотариус в «Купленном выстреле», адвокат в «Позднем расцвете». Сын крестьянина, он закончил Красноярскую учительскую семинарию (уже здесь познакомившись с И.Т. Савенковым), служил учителем в народных школах. С 1888 по 1905 годы издавал под разными названиями газету «Енисей», владел частной типографией. В своей типографии, между прочим, печатал афиши и программки для профессионального театра и любительских спектаклей (раньше афиши печатались в типографии С.К.).
Сцена из любительского спектакля. 1915 г.
Театральный критик Ф. Ф. Филимонов о любительских спектаклях красноярцев:
«Скучна у нас жизнь в Красноярске, очень скучна, читатель. Только губители драматического искусства немного нас и оживляют. Пойдешь в театр, сядешь на галерку и смотришь. Недавно на похоронах «Майорши» был… Духота, жар — невыносимые… в коридорах теснота страшная. Иду по коридору и вижу объявление — готическими буквами изображено: «3 декабря будет спектакль в пользу г. Телишева, на отъезд его в столицу для получения сценического образования…» Г. Телишев — один из лучших наших любителей, но таланта у него нет и отправлять его на общественный счёт в «края заморские» надобности не предвидится… Если бы у г. Телишева был талант, то я не сказал бы ни слова — путь ему скатертью, но, повторяю, его нет. Талант виден сразу, особенно талант комика… Многим любителям я бы советовал бросить «это баловство». Мы ведь деньги платим, и, значит, можем требовать хотя бы сносной игры; а разве исполнители Терехова, Волжина и Карягина были хоть немного «возможны»? — Конечно, нет. Роль Волжина играл господин, вышедший на сцену в первый раз… И дай Господи, чтобы этот раз был последним.

…Ну, да Бог с ними, с этими самыми губителями драматического искусства…».
«Первый спектакль, данный 8 февраля, прошел прекрасно. Я не буду разбирать игры исполнителей, но все же считаю нужным упомянуть об одной нашей любительнице, именно г-же Сисиной. Сисина бесспорно лучшая наша любительница, и ее игре можно посвятить целый фельетон, что я и сделаю в следующих раз. Девятого февраля шла одна из слабейших комедий Островского — именно захолустная сцена „Трудовой хлеб“. Любители сделали все, что только можно было сделать из этой, бессодержательной и дышащей прописной моралью пьесы… Что касается водевиля „На хлеб и на воду“, то он прошел прекрасно, благодаря талантливой игре г-жи Боровской. Перед нами, как живая, была пансионерка Сашенька… Типична была и г-жа Шепетковская в роли классной дамы. Чиновника играл г. Назаров. Это еще молодой, но в высшей степени симпатичный любитель. Комик из него выработается хороший; но я бы советовал ему не увлекаться своими успехами и не относиться так халатно к своим ролям. Мы ходим в театр не для того, чтобы слушать заиканье любителей — не потрудившихся выучить своих ролей, а этот упрек именно и относится к г. Назарову, совершенно не знающему своей роли…».
«Начинается она скучно, продолжается скучно и кончается сентиментально… Передавать ее содержание считаю лишним, да содержания в ней и нет. Что касается исполнения, то любитель наши сделали все, что только можно было сделать. Г. Матвеев в заглавной роли был очень хорош. Типичным старичком-ловеласом был и г. Ярцев, исполнивший роль Тряскова. В особенности удались ему сцены раздора с женой из-за невесть, предназначенных Бакланову; г-жа Хотунцова, от которой мы, признаться, не ожидали хорошего исполнения, роль Нади провела очень хорошо… Об остальных любителях я говорить не стану; г. Еленев был загримированным Еленевым, г. Шафрыгин загримированным Шафрыгиным; о г. Савенкове, игравшем роль Кучера, и говорить нечего. Он такой талантливый любитель, такой гигант среди наших любителей, что просто удивляешься только — отчего он не выступает почаще в серьёзных ролях… и скупится доставить нам эстетическое наслаждение.

В заключение шел «Живчик». Эта пустая, но веселенькая пьеска прошла живо и хорошо. Г. Кудрявцев, игравший «Живчика», был неподражаем, и в игре его нам главным образом нравится то, что он никогда не играет в угоду райка, никогда не «пересаливает». Талантливый любитель г. Назаров, по обыкновению, был комичен — роль Синегубова сыграл так, как и не всякому заправскому актеру-комику удастся сыграть.

Я еще забыл упомянуть о г. Регаме и г-же Боровской. И первый, и вторая — прекрасные любители, и роли свои они выполнили вполне добросовестно. Жаль только, что они берут такие ничтожные и неинтересные роли, в каких выступили они в «Байбаке».

Говорят, в скором времени пойдет на нашей сцене «Ревизор» с. Г. Савенковым в роли Городничего. Этого мы ждем с нетерпением. Но кто нам заменит симпатичного нашего любителя Климова, так безвременно, так нелепо погибшего? Тяжкая это потеря, незаменимая утрата!»
Через несколько лет после отъезда И. Т. Савенкова в Варшаву, 15 октября 1898 года деревянное здание красноярского театра сгорело.
Вместо сгоревшего театра городской архитектор Евгений Николаевич Александров спроектировал большое, каменное, хорошо оборудованное по тому времени здание театра в центре города. Однако средства на постройку собирались общественностью. Так, по подписке среди красноярцев было собрано 13 тысяч рублей. Общество врачей Енисейской губернии предоставило льготный заем в 20 тысяч рублей. Не случайно здание театра соседствует с аптекой Общества врачей и городской лечебницей. Общество любителей драматического искусства устраивало платные спектакли, а Общество любителей музыки — концерты, доход с которых шел на постройку Народного дома. И вот в начале 1902 года Народный — Пушкинский дом-театр был построен. На строительство, внутреннюю отделку, обстановку, электрическое освещение и приобретение мебели было израсходовано 72 тысячи рублей.
часть 5
Минусинский театр
И.Т. Савенков вернулся в Сибирь в 1907 году и продолжил свою деятельность, в том числе артистическую, но уже в Минусинске.
Устав Минусинского литературно-музыкально-драматического общества
Около 1880 г. в Минусинске образовалось музыкально-драматическое общество, которое возглавила актриса Олимпиада Александровна Волконская. Официальной датой рождения театра считается 1882 год. Через много лет, в 1904 году, было заложено здание для театра и отслужен молебен. Открытие театра состоялось 27 декабря 1906 года.

Театр имел три яруса, партер, ряд пяти-шестиместных лож и амфитеатр. Фойе освещалось керосиновыми лампами, а сцена — десятками ламп и сальными свечами. Зрительный зал был рассчитан на 600 мест, под потолком были подвешены две 10-линейные керосиновые лампы.
Дочь И. Т. Савенкова Мария Ивановна Савенкова также играла в театре
часть 6
Театральная библиотека В.А. Сипкина
Василий Александрович Сипкин — ученик И. Т. Савенкова, актер и режиссер-любитель, который собрал театральную библиотеку
Василий Сипкин окончил учительскую семинарию в 1897 году, работал педагогом в ремесленном училище. С 1911 года он начал собирать театральную библиотеку, сначала, в основном, пьесы для детей. Возможно, он старался для дочки.

Уже в 1912 году в его библиотеке было более 200 пьес, которыми широко пользовались сельские любители. В это время Сипкин сам, самоучкой, становится режиссером и драматургом, чаще всего ставит спектакли с детьми, нередко по собственным пьесам. Л. П. Бердников утверждает, что Сипкиным написано около 60 детских пьес. По сути, он был первым руководителем народных театров в Красноярске и окрестностях.

К концу 1926 года в его библиотеке насчитывалось более 4000 пьес, и, судя по режиссерским пометкам на них, распределению ролей, библиотекой Сипкина пользовались не только любители, но и профессиональные труппы 1920-х годов.
часть 7
Театральный тест
Предлагаем вам определить героев популярной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», в которой И. Т. Савенков играл главного героя на красноярской сцене. Соотнесите фамилию или описание персонажа с изображением героя из коллекции Красноярского краеведческого музея.
Сыграем?
Соотнесите описание персонажа с изображением
Начать

«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде».
Верно!
Нет! Это Плюшкин – герой другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Нет! Это Чичиков – герой другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Нет! Это Манилов с супругой – герои другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга: оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьёзнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского».
Нет! Это Хлестаков
Нет! Это Плюшкин – герой другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Верно!
Нет! Это Чичиков – герой другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Нет! Это Манилов с супругой – герои другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Дальше
Проверить
Узнать результат
Сквозник-Дмухановский
«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведëт себя очень солидно; довольно серьëзен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нём стриженые, с проседью».
Верно!
Нет! Это Хлестаков
Нет! Это Плюшкин – герой другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Нет! Это Чичиков – герой другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Нет! Это Манилов с супругой – герои другого произведения Н.В. Гоголя, поэмы «Мертвые души»
Дальше
Проверить
Узнать результат
«Легкость в мыслях необыкновенная» :)
(с) Хлестаков
Пройти еще раз

Выпуск подготовили: Александр Вдовин, Елена Майзик, Николай Макаров, Илья Куклинский, Наталья Голованенко, Елена Сидорина, Татьяна Фомичёва.

Использованы материалы из фондов Красноярского краевого краеведческого музея и Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова, книга Ивана Воронова «Театральная культура Красноярска за сто лет…» — Красноярск, 2020, а также изображения из открытого доступа в интернете.