Выпуск 2 | Педагог-новатор

Педагогическая деятельность Ивана Тимофеевича началась в реформаторский период в образовании.

С 1860-х годов в Енисейской губернии создаются первые гимназии, продолжают открываться школы. Вскоре вводятся единые программы с точным распределением материала по классам и годам, обязательным для всех гимназий. Но не все педагоги поддержали подобный «догматизм», опасаясь за личностное развитие учащихся.

В этот противоречивый период И. Т. Савенков проявил себя как сторонник демократических тенденций в образовании и воспитании подрастающего поколения. Он был не только педагогом-практиком, но и занимался разработкой теоретических вопросов в данной области, создал собственную систему обучения, сделав акцент на социальной активности и гражданской зрелости учителя как личности. Этим И. Т. Савенков оказал большое влияние на развитие народного образования в Красноярске. Его идеи звучат актуально и сегодня.
В июне 1871 года И. Т. Савенков с дипломом по естественному разряду со званием кандидата вернулся в Сибирь, несмотря на то, что ему предлагали остаться в Санкт-Петербурге.

В Красноярске он поступил на службу в мужскую гимназию, заняв должность учителя математики, и был назначен классным наставником. С 1872 года совмещал должность педагога с работой в библиотеке гимназии.

В 1884—1888 гг. И. Т. Савенков являлся председателем педагогического совета Красноярской женской гимназии.
Будучи учителем, Савенков сумел зарекомендовать себя как хороший организатор. И уже в 27 лет он становится первым директором учительской семинарии и возглавляет ее в течение двадцати лет. В первые годы руководства семинарией также преподавал русский язык и естествознание.
В семинарии Иван Тимофеевич старался воплотить передовые идеи немецкого педагога А. Дистервега и русского педагога К.Д. Ушинского. Учебный процесс был направлен на развитие у семинаристов самодеятельности и стремления к личностному развитию. Савенков готовил учащихся к педагогической практике, присутствовал на уроках практикантов, организовывал экскурсии на природу. Семинаристы также обучались ремеслам, гимнастике, спорту, привлекались к проведению археологических раскопок.

В его статье «О дисциплине и внешнем порядке учебного заведения как средствах нравственного воспитания» получило развитие положение К. Д. Ушинского о том, что «в благоустроенной школе наказаний быть не должно» и утверждение А. Дистервега о том, что «учитель — творец классной дисциплины».

В этой работе Савенков подверг критике положения официальной педагогики, особенно ее полицейскую сторону воспитания. По его мнению, необходимо «…достигать воспитательных целей положительными средствами, гигиенической обстановкой воспитания, мерами предупреждения проступков, удалением всяких недоразумений, а не отрицательными средствами, то есть близорукими карательными мерами, потому что последний образ действий, в сущности, только констатирование фактов, указание на нерациональную постановку воспитательного дела, заявление о незнании или непонимании основных положений педагогики».
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег
Немецкий педагог. Дистервег настойчиво выступал за светскую школу, выдвинул требование единой народной школы, выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания – самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)
Русский педагог, демократ, передовой общественный деятель, основоположник научной педагогики в России. Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. К. Д. Ушинский придавал огромное значение систематическому обучению учащихся логике мышления.
Письмо В. К. Златковского Г. Н. Потанину с подробным описанием системы обучения в учительской семинарии в 1876 году:
«О Красноярске и Учительской семинарии я писал к Иностранцеву, от него Вы, должно быть, узнали, что здешняя семинария относительно учебных принадлежностей обставлена, можно сказать, отлично. Стеснения ученикам относительно пользования книгами, хорошо составленной семинарской библиотекой, никакого не делается; в учебном отношении директор стесняет наставников, относительно учебного материала наставники свободны: директор склонен/наклонен скорее расширить, чем ограничить программу. Вообще в семинарии можно дело делать. Директор, как естественник, развил в учениках охоту к собиранию разных естественно-исторических предметов. В настоящее время мне доставлены учениками пять видов растений, цветущих в настоящее время около Красноярска».

Подготовка к экскурсии в Красноярской учительской семинарии
24.08.1895 г.
На заседании Общества врачей Енисейской губернии 26 сентября 1887 года Иван Тимофеевич выступал с докладом о проблеме физического воспитания учащихся.

«…кроме преподавательских способностей у Ивана Тимофеевича было прекрасное методическое чутье. Он оказался замечательным воспитателем, пропагандистом трудового и физического развития ученика…», — А.Л. Яворский
Кроме директора в штат служащих семинарии входили: законоучитель, учителя научных предметов, учитель приготовительного класса, учитель графических искусств, начальных классов, эконом, письмоводитель и др.

Деятельность преподавателей семинарии состояла в ведении учебных занятий, в связи с воспитательной стороной и наблюдением за поведением учащихся в учебном заведении и вне его; в посещении ученических квартир, молитв, богослужений, в беседах с учащимися по вопросам учебного и воспитательного характера; составлении четвертных ведомостей, посещении практических уроков, даваемых воспитанниками III класса, обсуждении их на конференциях, посещении театров, кинематографов и других общественных мест, с целью наблюдения за поведением учащихся и в управлении вверенных им кабинетами и библиотеками.

Все преподаватели семинарии имели высшее образование. Савенков привлекает к работе в семинарии творчески мыслящих педагогов, ставивших интересы дела превыше всего.
Преподаватели Красноярской учительской семинарии
Проскуряков Павел Степанович
Надворный советник, преподаватель истории и географии Красноярской учительской семинарии, первый консерватор Красноярского городского музея. Фотография: 1891−1900 гг.
Первоначально преподавал в приготовительном классе при Красноярской мужской гимназии, а также в Красноярском уездном училище историю и географию. В 1885 г. П. С. Проскуряков назначен наставником губернской учительской семинарии.

Много внимания Павел Степанович уделял изучению археологии, геологии, палеонтологии, исследованию пещер и собиранию различных коллекций. В 1891 г. П. С. Проскуряков принимает участие в составлении гербария Енисейской губернии, впоследствии подаренного от имени коллектива учительской семинарии цесаревичу Николаю во время его посещения г. Красноярска.
Еленев Алексей Сергеевич
Статский советник, преподаватель арифметики и геометрии Красноярской учительской семинарии, член Общества попечения о начальном образовании. Фотография: 1891−1900 гг.
4 октября 1878 г. молодой педагог определен преподавателем математики Красноярской мужской гимназии. По окончании первого учебного года он 12 июля 1879 г. переведен наставником по арифметике и геометрии в Красноярскую учительскую семинарию.

В 1892 г. А. С. Еленев приглашен на должность консерватора Красноярского городского музея. При этом он, по-прежнему, остается преподавателем Красноярской учительской семинарии, поскольку должность консерватора музея в те годы была еще неоплачиваемой.

А.С. Еленев был человеком разносторонних интересов. Наряду с официальной службой он нес огромную общественную нагрузку: был членом Императорского Московского археологического общества, Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, Енисейского православного миссионерского общества, Общества врачей Енисейской губернии, Статистического комитета. Все эти организации, как и коллекции, сданные в музей, свидетельствуют о чрезвычайно широких интересах исследователя. Прежде всего, это география, этнография, археология. Последней А. С. Еленев уделял больше всего внимания.
Иванов-Радкевич Павел Иосифович
Известный композитор, дирижёр, педагог; с 1897 по 1922 гг. жил и работал в Красноярске.
Он преподавал пение в учительской семинарии, городском и ремесленных училищах. П.И. Иванов-Радкевич является организатором и создателем в Красноярске концертных коллективов, ансамблей; он один из создателей Народной консерватории.
Никитский Дмитрий Васильевич
Преподаватель русского языка Красноярской учительской семинарии. Фотография: конец XIX в.
Жигалов Павел Константинович
Учитель начальной школы Красноярской учительской семинарии. Фотография: 1900-е гг.
Солодчин Михаил Васильевич
Священник-законоучитель Красноярской учительской семинарии. Фотография: 1880−1881 гг.
Бахарев Николай Андреевич
Учитель пения и музыки Красноярской учительской семинарии, член Общества любителей музыки и литературы. Фотография: 1890−1899 гг.
Объявления от Красноярской учительской семинарии
Енисейские епархиальные ведомости
Журнал, 1884 г. № 8
Енисейские епархиальные ведомости
Журнал, 1886 г. № 13
Учащиеся, проходя семинарский курс, получали установленный для них минимум общеобразовательной и специальной подготовки. Курс обучения продолжался три года.

Программы обучения в младших классах носили преимущественно теоретический характер, а в старших — практический.

В 1 классе изучение словесности заключалось в чтении и разборе статей из хрестоматии и упражнении в написании изложений и несложных сочинений.

Во 2 классе на русский язык отводилось 4 урока в неделю. В программу входили следующие разделы: грамматика и синтаксис. Начинался курс методики русского языка. Параллельно с изучением методики, ученики посещали уроки по русскому языку в начальном училище, наблюдали, записывали и после уроков обсуждали его под руководством преподавателя русского языка.

В 3 классе программа предусматривала повторение курса грамматики и синтаксиса, изученных в предыдущих классах, продолжалось изучение словесности (прозаические и поэтические формы литературы, понятия рифмы, их разновидности), элементарные сведения по логике. Продолжалось изучение методики начального обучения, кроме того, ученики давали пробные уроки в школе.
Первый выпуск Красноярской учительской семинарии. 1876 г.
Учебный план учительской семинарии 1890 года
Специальных учебников для учительской семинарии не существовало, и учащиеся пользовались учебниками русского языка для начальной школы. Наиболее употребительными из них в кон. 1870 — нач. 1880-х гг. были:

  • А.И. Кирпичников и Гиляров «Синтаксис и этимология русского языка»;
  • М.С. Васильев «Книга для чтения»;
  • А.А. Радонежский «Родина» — книга для чтения;
  • К. Д. Ушинский «Детский мир»;
  • Н.Ф. Бунаков «В школе и дома»;
  • «Опыт элементарного руководства при изучении русского языка практическим способом. Синтаксис», составленная К. Говоровым;
  • «Учебная хрестоматия с толкованиями», составленная П. Полевым;
  • «Записки по методике русского языка, составленные для учительских семинарий П. Солониного. Отдел III».
«Детей необходимо в первую очередь учить для жизни, а не для школы, чтобы они, вступив в общество, боролись со злом и твердо стояли за добро», — И.Т. Савенков
В 1892 году Иван Тимофеевич опубликовал книгу «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий и народным учителям. О главнейших обязанностях сельского учителя», в которой попытался обобщить свой двадцатилетний педагогический опыт. Она адресована педагогам и представляет собой «сборник советов и правил по прикладному училищеведению не столько для повторения уже пройденного курса, сколько для постоянного напоминания о главнейших обязанностях сельского учителя». Выход этого труда стал событием в педагогической жизни Сибири.

Автор обращает внимание, прежде всего, на особое качество учителя — любовь к детям. В форме афоризмов он представил ряд обязанностей учителя по отношению к:
  • Богу;
  • святой церкви и духовенству;
  • Царю, Родине и Отечеству;
  • ученикам;
  • школе;
  • самому себе как к учителю и как к человеку;
  • семье;
  • учебному начальству;
  • родителям учащихся;
  • учительской семинарии;
  • сельскому обществу и волостному управлению;
  • школьной собственности;
  • другим учителям.
Приведем лишь некоторые из наставлений:
1
«Никогда не забывать, что охрана детского здоровья от всяких вредных влияний — главнейшая из учительских обязанностей, потому что здоровье — важнейшее из внешних благ».
2
«Беречь детские голоса, не надрывать их крикливым пением».
3
«Помнить, что наилучшее школьное учение возможно лишь при наилучшей школьной дисциплине, а наилучшая дисциплина состоит в приучении каждого ученика к спокойной и внимательной работе на назначенном ему месте».
4
«Помнить, что дети суть дети, и оказывать им всевозможное содействие, не забывая, однако, что наиболее прочное усваивается учеником то, до чего он достиг сам».
5
«Никогда не забывать, что обучение, не основанное на самодеятельности учащихся, отупляет их».
6
«Тщательно выбирать книги для ученической библиотеки и заботливо управлять чтением учащихся, беря во внимание и местные особенности жизни».
7
«Не забывать, что искренняя любовь к детям — сильнейшее средство для достижения воспитательных целей; система запугивания приведет всегда к отрицательным результатам».
8
«Показывать ученикам как должно работать, отнюдь не пренебрегая ручным трудом во дворе, в огороде, на пашне, на покосе и проч».
9
«Говорить с детьми естественным спокойным тоном».
10
«Помнить, что ошибки, вспышки, небрежность и невнимательность с вашей стороны пагубны для учеников и трудно поправимы».
11
«Внушать детям любовь к искусству, порядку, системе, быстроте, точности и внимательности при труде, а также сознание цены времени и умение пользоваться им».
Прогрессивные мысли педагога не могли не оказать положительного влияния на подготовку народного учителя. Даже через много лет после окончания семинарии ее выпускники просили у своего учителя совета и помощи в учебном деле.

В 1893 году Савенков совместно с педагогическим коллективом опубликовал «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище (для воспитанников учительских семинарий, начинающих учителей и учительниц народных школ)» — первый опыт систематического сборника практических вопросов «для начинающих упражняться в обучении». Предполагалось выдавать сборник каждому практиканту для облегчения при подготовке к урокам.
В 1900 году Иван Тимофеевич издал в Варшаве дидактический сборник «Учитель русской народной школы и его обязанности». Наставления учителям дополнили мысли и статьи различных педагогов, философов, писателей, ученых.
Первостепенное значение Савенков отводил книгам, и сам, наряду с педагогической деятельностью, углубленно изучал научную литературу по другим областям знаний. Он занимался изучением читательских интересов, подготовил анкету — проект вопросов для собирания сведений о распространении книг и школьных библиотек.

О значимости книги в учебном процессе и самообразовании, ее огромном значении свидетельствует как личная библиотека И. Т. Савенкова, так и библиотека Красноярской учительской семинарии.

В 1887 г. фундаментальная библиотека семинарии насчитывала 1436 названий книг в 2615 томах, а ученическая — 1245 названий.
И.Т. Савенков поднимал проблему о бедственном положении в образовании провинциальной Сибири, отмечал недостаток школ, факты продажи зданий школ и училищ под кабаки.

Иван Тимофеевич входил в состав комиссии по разработке предложений о поднятии грамотности среди крестьянского населения. Подготовил статью «Статистические выкладки по начальному народному образованию в Енисейской губернии за 1889 г. (общие сведения о числе народных училищ в Енисейской губернии)».
Владимировская, или Иннокентьевская, школа. Конец XIX — начало XX вв.
Савенков был членом Енисейского епархиального училищного совета. В рамках деятельности Совета подготовил работу «Несколько слов о народном образовании в связи с религиозно-просветительным делом в епархии». Он отметил, что если бы всем детям школьного возраста дали возможность посещать школу, то потребовалось бы еще 1000 учителей.
Енисейские епархиальные ведомости
Журнал, 1891г. №5
Статья «Несколько слов о народном образовании в связи с религиозно-просветительным делом в епархии»
Енисейские епархиальные ведомости. Журнал, 1884 г. №4
В 1893 году Иван Тимофеевич назначен инспектором народных училищ в Варшаве, где занимался контролем за учебными заведениями. Но новая должность его не прельщала:

«Слишком многое противоречит моим служебным убеждениям, некоторые явления в служебной практике возмущают душу, расстраивают нервы. Я не карьерист и никакие чиновничьи соблазны не подавят во мне некоторых убеждений и взглядов, а главное — никогда не погасят во мне маленькой научной и философской искорки…».

В письме к географу Д. Н. Анучину в январе 1896 г. Савенков сетовал:

«Вы не можете себе представить, как тяжело мне живется на Висле среди чужих людей, среди бесцветной и несимпатичной природы, тому, кто лучшие свои годы прожил на Енисее. Природы я лишен, для людей я совсем чужой. Я стою здесь на каторжной работе, непосильной для одного человека… служба берет все время, все силы и убивает этим научную энергию… Это лишение для меня самое тяжелое и непереносимое. Я мечтаю о возвращении в Сибирь. Теки здесь реки с млеком и медом, а меня все тянуло бы на Енисей: сжился я с ним, с его природою, с его людьми. Мне хочется продолжить собирание антропологических, геологических и географических материалов, — я прервал это собирание вопреки моему желанию».
Савенков Иван Тимофеевич
Конец XIX в.
В Варшаве, помимо решения злободневных проблем, связанных с образованием, Савенков занимается разработкой теоретических вопросов педагогики. В работе «К вопросу о воспитании внимания в семье и школе» (1900 г.) отмечает:

«Педагогическая практика… никогда не шла и не может идти наравне с педагогической теорией — и это вполне понятно: обыденная воспитательная работа берет у педагогов-практиков, стоящих у самого дела, столько времени и сил, что участие в движении дидактико-методических вопросов оказывается невозможным даже и для тех из них, в которых будничная проза жизни еще не совсем заглушила идеальные педагогические стремления…».

Характеризуя учителей тех учебных заведений, где Иван Тимофеевич имел возможность наблюдать за постановкой воспитания внимания, он выделил среди них три группы:

  1. лица, получившие некоторую теоретическую и практическую подготовку;
  2. лица, получившие только теоретическую подготовку;
  3. лица с высшим образованием, не подготовленные ни теоретически, ни практически.

Вернувшись из Польши, Савенков ушел в отставку, завершив, таким образом, свою педагогическую деятельность.
За службу и заслуги в образовании получил ряд наград
  • орден Святой Анны III степени в 1876 году
  • орден Святого Станислава II степени в 1880 году
  • орден Святой Анны II степени в 1883 году
  • орден Святого Владимира IV степени в 1893 году
  • серебряная медаль для ношения на груди на Александровской ленте в память царствования императора Александра III в 1896 году
  • орден Святого Равноапостольского Князя Владимира III степени в 1899 году
Продолжив научную работу в Сибири, Иван Тимофеевич привлек к ней своих воспитанников. В числе его учеников есть известные исследователи Сибири: Н. Ф. Катанов, П.Е. Островских, А. П. Мостиц, М. И. Райков и другие. Именно посредством педагогики Савенков стремился популяризировать любовь к науке.
Пётр Евгеньевич Островских (1870–1940)
Российский этнограф, путешественник. На снимке П.Е. Островских в селькупской зимней одежде. 1900-е гг.
Этнограф Н.Ф. Катанов вспоминал свои занятия в семинарии:
«Об учительской семинарии 1876−1884 гг. у меня сохранились самые теплые воспоминания, тогда как гимназические годы прошли бесцветно. Я отлично помню Ваши чтения в нашей гимназии и отлично помню Ваши призывы к подражанию великим ученым, биографии которых Вы сообщили. Спасибо Вам и Вашим семинарским сподвижникам за чувство любви, которое Вы в нас вселяли, любви к науке и к делу».
Николай Фёдорович Катанов (1862–1922)
Российский тюрколог, профессор Императорского Казанского университета и Казанской духовной академии, доктор сравнительного языкознания, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Считается первым хакасским учёным
Выпускниками семинарии стали известные деятели культуры:
  • Василий Сипкин, основатель первой в Красноярске частной театральной библиотеки и первых народных театров;
  • Георгий Итыгин, один из организаторов народного образования в Хакасии;
  • Емельян Кудрявцев, коллежский регент, владелец типографии и издатель газет;
  • Дмитрий Каргаполов, учитель, краевед, основатель Ачинского и Канского краеведческих музеев.
Кудрявцев Емельян Федорович
Коллежский регент, секретарь Общества вспомоществования учащимся в Енисейской губернии, являлся владельцем типографии и издателем газет «Енисейский справочный листок» (1893), «Енисейский листок» (1892), «Енисей» (1895-1905), «Енисейская мысль» (1912-1915), «Сибирский край» (1905). В 1876 году окончил Красноярскую учительскую семинарию. 15 лет преподавал. В 1888 году открыл в Красноярске частную типографию.
Каргаполов Дмитрий Семенович
Окончил Красноярскую учительскую семинарию в 1880 г. В 1877 г. Д. С. Каргаполов познакомился с основателем Минусинского краеведческого музея Н. М. Мартьяновым, а его учителем был известный красноярский археолог И. Т. Савенков. Оба этих деятеля оказали влияние на Каргаполова, побудив его посвятить свою жизнь музейному делу.
Поиграем?
Савенков составил «Опыт наставления…» с сотнями инструкций на разные случаи жизни учителя/педагога в отношении разных сфер жизни и деятельности учителя. Предлагаем вам соотнести наставления учителю с их сферой (к кому применяется)!
Начать
Будьте отцами среди ваших учеников, не трудитесь только из-за жалования, но ради детей, ради Господа, вручившего их вам и поставившего вас на поприще учительства. Сознание добрых дел и хороших поступков дороже всех сокровищ мира.
Дальше
Проверить
Узнать результат
При первой возможности, приобрести для школьной библиотеки главнейшие богослужебные книги. Следует иметь в школе Евангелие, Псалтырь и Часослов не только обыкновенной, но и самой крупной печати.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Поддерживайте в детях любовь к родительскому дому и к родине, от земли питомца не отрывайте, но всегда помните, что ученики народных школ будут впоследствии воинами, поддерживайте в детях боевые заветы предков, всегдашнюю готовность твердо постоять и геройски умереть за Веру, Царя и Отечество.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Показывать пути к самостоятельному приобретению знаний, к самообразованию, в этом заключается основание и значение хорошего школьного порядка.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Говорить мало, но много делать в школе.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Не надо быть суровым и угрюмым, веселость и серьезность, как родные сестры, должны у читателя идти рука в руку. Грозы никто не любит, но ясное небо восхищает всякого.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Никогда не забывайте, что школа, воспитав с величайшим вниманием и заботливостью девочку, воспитывает семью.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Понимать и исполнять законоположения, постановления и распоряжения по начальным школам.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Обстоятельно и своевременно, письменно или словесно уведомлять родителей и поведении, и успехах их детей в течение учебного года.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Помнить, что педагогический персонал семинарии всегда готов помочь бывшим воспитанникам семинарии в практической учительской деятельности советами и указаниями, обратятся ли они к своим бывшим воспитателям лично или письменно, или через посредство товарищей.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Никогда не забывать, что школа существует для общества, а не наоборот.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Делать классное помещение приятным и привлекательным для детей. Иметь в школе портрет Его Императорского Величества Государя Императора. Если позволят средства школы, украшать классную комнату картинами, а в дни праздников зеленью, цветами, флагами и проч.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Благородное соревнование на поприще народного учительства желательно, но зависти к превзошедшему вас не должно быть: на состязании в беге бегут все, но не все, а один получает награду.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Поздравляем! Теперь вы знаете, как работали учителя в конце XIX века.
Пройти еще раз

Выпуск подготовили: Александр Вдовин, Елена Майзик, Николай Макаров, Илья Куклинский, Наталья Голованенко, Елена Сидорина, Татьяна Фомичёва.

Использованы фонды Красноярского краевого краеведческого музея, Минусинского краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова и изображения из открытого доступа в интернете.